Вопросы-Ответы

Что делать, если купленный товар оказался с недостатками?

Продавец обязан передать покупателю товар надлежайшего качества (пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется), если приобретенный вами товар в магазине оказался с изъяном не стоит отчаиваться и пускать ситуацию на самотек.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

1. потребовать замены на товар этой же марки;

2. потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;

3. потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

4. потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

5. отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Зачастую в магазине продавец пытается убедить покупателя в том, что возврат денежных средств возможен, только когда аналогичный товар отсутствует. Хотелось бы обратить внимание читателя на то, что вы можете выполнить любое действие из ранее перечисленных, как потребовать устранения недостатков, так и сразу расторгнуть договор купли-продажи.

Кроме того при предъявлении требования покупателя устранения недостатков продавец обязан в трехдневный срок предоставить потребителю на период ремонта товар, обладающий такими же потребительскими свойствами, кроме товаров длительного пользования (автомобили, мебель, электробытовые приборы, гражданское оружие)

Когда необходима экспертиза?

При обнаружении покупателем недостатков в товаре и обращении с соответствующими требованиями, продавец обязан принять товар и в случае необходимости назначить экспертизу за свой счет.

Если возникает спор о причине возникновения недостатков товара, то Закон «О защите прав потребителей» возлагает обязанность провести проверку качества товара на продавца. Срок проведения экспертизы варьируется в зависимости от заявленных вами требований (возврат, уменьшения цены или замена товара) от 10-20 дней. Если же этот срок не был соблюден, продавец уплачивает покупателю неустойку в размере 1% за каждый день просрочки.

Если экспертиза была проведена и ее результаты не подтвердили, что товар был некачественный не стоит на этом останавливаться. Вы вправе провести самостоятельно независимую экспертизу в той организации, которой доверяете. Если результаты повторной экспертизы подтвердят наличие брака, то у потребителя есть высокие шансы выиграть данное дело в суде.

Вместе с тем, покупатель имеет право присутствовать при проведении экспертизы товара, что увеличивает ваши шансы добиться истины.

Что делать если товар исправный, но не подходит по каким-либо показателям?

В соответствии с нормами законодательства по защите прав потребителей, покупатель вправе обменять товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течении 14 дней, не считая дня покупки. Но при этом должны быть сохранены: товарный вид, фабричные ярлыки и товар не должен быть в употреблении.

Однако из этого правила есть исключения: не подлежат обмену товары личной гигиены, лекарственные средства, парфюмерно-косметические товары, текстильные товары, трикотажные изделия, посуда, товары бытовой химии, изделия из драгоценных металлов и с драгоценными камнями, автомобили, бытовая вычислительная и множительная техника, электроприборы, оружие, а также животные и растения.

Если не подошел товар, приобретенный дистанционным способом?

Потребитель вправе отказаться от товара в течении 7 дней, после его передачи. Если же покупателю не была предоставлена информация в письменной форме о порядке и сроках возврата в момент доставки, покупатель имеет право на отказ в течении 3-х месяцев с момента передачи ему товара. Это возможно, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежные средства, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Прошу заметить, что на продавцов товара дистанционным способом возложена обязанность по предоставлению информации о порядке и сроках возврата, детально должны указываться данные о продавце, его адресе, режиме работы.

Необходимо ли оплачивать сломанный товар в магазине?

Если вы случайно повредили, принадлежайший магазину товар, например, разбили бутылку вина, и это произошло до момента её оплаты, то сотрудники магазина не вправе требовать у вас оплаты испорченного товара, поскольку это случайное повреждение имущества.

Согласно ст. 211 Гражданского Кодекса РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором, соответственно риск случайной гибели до оплаты товара на кассе несет магазин.

В какой суд необходимо обращаться при нарушении прав потребителей?

Нарушения вашего права вы можете оспорить в мировом (при цене иска не превышающий 50 000 рублей) или районном суде.

По искам по защите прав потребителей вы можете предъявить иск в один из судов по вашему выбору:

  1. по месту жительства истца.
  2. по месту нахождения ответчика
  3. либо по месту заключения договора купли-продажи.

Кроме того, согл. пп. 15 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, вы освобождаетесь от уплаты государственной пошлины.

Исковое заявление можно подать лично через канцелярию суда, либо отправить по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении). Посылая документы по почте в суд сохраняйте почтовую квитанцию.